История

НЕ ЗАБЫВАТЬ О ПРОШЛОМ И ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ

Так получилось, что за всю 75-летнюю историю Союза писателей Якутии не было издано отдельной книги, посвященной его истории. Это, конечно же, не говорит о том, что история возникновения Союза, его деятельность не освещались совсем. Наоборот, работа Союза писателей Якутии всегда находилась под пристальным вниманием как партийных органов, так и широкой общественности. По нашей творческой организации не один раз прошлась тяжелая машина идеологических установок. Это не могло не отразиться на атмосфере внутри Союза, на взаимоотношениях власти и писателей. Проведение жесткой партийной линии породило деформацию литературно-критической мысли, неверное толкование литературной истории. Это касается в первую очередь оценки произведений зачинателей якутской литературы – А. Кулаковского, А. Софронова, Н. Неустроева. Принятое в свое время обвинительное постановление партии было полностью отменено в перестроечные годы. Иначе и не могло быть, положения того постановления полностью опровергла сама жизнь.
6 февраля 1952 года бюро обкома ВКП (б) приняло постановление «О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы». Отменено как ошибочное оно было 10 мая 1989 года. Потребовалось 37 лет, чтобы осознать ошибку. Истины ради надо сказать, что в 1962 году было принято промежуточное постановление об исправлении ошибок в освещении вопросов якутской литературы. Союз писателей Якутии эти 37 лет жил в условиях несправедливых обвинений своих классиков, поисков националистических настроений в среде современных писателей. Случалось так, что по разные стороны баррикад оказывались, поддавшись идеологическому давлению, лучшие талантливые писатели. Не сегодняшнему поколению судить об этом… Те реалии, в которых жили и творили тогда писатели, были суровыми и безжалостными.
Один тот факт, что первый председатель Союза писателей Якутии, пламенный поэт, публицист, признанный народом писатель П.А. Ойунский, был объявлен врагом народа, говорит о многом. Вплоть до его реабилитации в 1956 году, на имя П.А. Ойунского было наложено табу. Отрицание роли зачинателей якутской литературы, неправильная оценка их произведений, замалчивание творчества и общественной деятельности П.А. Ойунского, лишало по сути дела почвы под ногами всех якутских писателей, подрезало могучие корни якутской литературы. Думается, что якутское литературоведение когда-нибудь обратится к анализу этого длительного «бескорневого» периода якутской литературы. Сколько поэтов и писателей наступили на горло собственной песне в угоду этому времени!
Но были и другие писатели. Люди, которые не только в своем творчестве, но и в конкретных делах выражали протест против такого состояния дел. Среди них немало славных имен – это народные писатели Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, В.М. Новиков-Кюннюк Урастыров, Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон… Рыцарями якутской литературы можно назвать братьев Даниловых – Семена Петровича и Софрона Петровича. Долгие годы они стояли во главе Союза писателей Якутии, с мужеством и упорством отстаивали право якутской литературы на истинные ее ценности и истоки. Именно при них в Москве вышли в переводе на русский язык произведения А. Кулаковского и А. Софронова. При деятельнейшем участии и решении всех организационных вопросов Семеном Петровичем Даниловым был сделан огромный труд – перевод олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» на русский язык М. Державиным…
История Союза писателей Якутии драматична и непроста. Хотя на поверхностный взгляд она складывалась весьма просто – проходили съезды, издавались произведения, существовала критика, организовывались поездки и встречи. За каждым протоколом съездов и совещаний – мера ответственности писателя за свое слово перед читателем, перед народом. За каждым фактом – писательские судьбы. Такие разные и непохожие. За каждой строкой – жизнь и духовный мир поколений, живших в разные годы, в разное время.
Мы предлагаем читателю сделать беглый обзор жизни писательского союза, начиная со дня основания до сегодняшних дней, не претендуя на научную, исследовательскую аналитику, но ручаясь за фактическое изложение материала. Подобный взгляд на историю в документах, цитатах и фотографиях очень важен. Важен для того, чтобы идти вперед, не забывая о прошлом и думая о будущем.

Наталья Харлампьева,
Председатель правления
Союза писателей Якутии

КУЛАКОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ЕЛИСЕЕВИЧ
(ЕКСЕКЮЛЭЭХ ЕЛЕКСЕЙ)
04.03.1877 – 06.06.1926

Писатель, поэт, ученый, общественный деятель, основоположник якутской литературы.
С появлением его стихотворения «Байанай алгыhа» в 1900 году начинается письменная современная художественная литература народа саха. Он внес значительный вклад в изучение фольклора и верований саха, явился собирателем устного народного творчества. Его знаменитое произведение «К якутской интеллигенции» является своего рода манифестом эпохи, программным публицистическим произведением для последующих поколений, важнейшим памятником культуры и самобытной общественной мысли Якутии начала века.

СОФРОНОВ АНЕМПОДИСТ ИВАНОВИЧ (АЛАМПА)
14.11.1886 – 24.10.1935

Писатель, драматург, основатель саха театрального искусства, общественный деятель, основоположник якутской литературы.
В якутской литературе и драматургии он по праву считается классиком, писателем, создавшим свой мир, отличающийся особой задушевностью и искренностью. В своих драматических произведениях он блестяще выразил проблемы и волнующие вопросы своего времени. Начинал свою творческую деятельность с работы в первых якутских изданиях – газете «Якутский край» и журнале «Саха сангата», редактировал первую советскую газету на якутском языке «Манчаары». Входил в руководство культурно-просветительских обществ «Манчаары» и «Саха омук», был первым директором саха национального театра.
Был репрессирован, умер, находясь в ссылке.

НЕУСТРОЕВ НИКОЛАЙ ДЕНИСОВИЧ
15.12.1995 – 21.07.1929

Писатель, драматург, основоположник якутской литературы.
Автор замечательных комедий, рассказов, пронизанных лиризмом и мягким юмором. Он поднял эти жанры на недосягаемую высоту, придал зарождающейся письменной литературе саха высокий профессиональный уровень. Работал ответственным секретарем редакции журнала «Хозяйство Якутии», занимался переводами русской классической литературы.

I. НАЧАЛО
(1934-1938 годы)

Возникновение Союза писателей Якутии в большей мере было обусловлено решениями партийного руководства страны. В 1932 году было принято постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». За ним последовали организационные мероприятия – в 1934 году был созван I Всесоюзный съезд писателей. Молодую якутскую литературу на этом съезде представляли П.А. Ойунский и Н.Е. Мординов. В этом же году 2-11 декабря прошла первая республиканская конференция писателей. Она положила начало организации Союза писателей Якутии. Конференция избрала правление во главе с П.А. Ойунским. Декабрь 1934 года считается датой основания Союза писателей Якутии.

* * *

Для возникновения творческой организации писателей, конечно же, мало было указаний сверху. Надо отметить, что литературная обстановка в канун проведения конференции была благоприятной, а главное, творческой для консолидации писателей.
Зарождение якутской литературы произошло в начале ХХ века и оно связано с именем Алексея Кулаковского. В 1900 году он написал первое поэтическое произведение, написанное на родном якутском языке «Байанай алгыhа» («Заклинание Байаная»). Вслед за ним начали печататься Анемподист Софронов и Николай Неустроев. Без всякого сомнения, их творчество было пропитано устным народным творчеством, фольклором родного народа, но при этом нельзя забывать, что трем классикам якутской литературы были хорошо известны произведения великих русских писателей – А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, А. Кольцова, А. Островского, А. Чехова. Творчество этих русских классиков имело огромное воздействие на основоположников якутской литературы.
Зачинатели якутской литературы не ограничивались только творчеством. Философские раздумья о судьбе родного народа, научные исследования якутского языка, непосредственная работа по сбору образцов фольклора, участие в общественных организациях, деятельность которых была направлена на просвещение – это далеко не полный перечень направлений общественной деятельности А. Кулаковского. До сегодняшнего дня актуальным остается его философский и экономический труд «Письмо к якутской интеллигенции».
Начало литературной деятельности Анемподиста Софронова положило стихотворение «Родной край». Примечательно, что он дебютировал как поэт и остался верен поэзии до конца. Перу А. Софронова принадлежат драматические произведения, которые по сей день не сходят со сцены театра. Несправедлива была судьба к поэту – по ложному обвинению он был осужден и отправлен в ссылку в Архангельскую область. Вернувшись оттуда больным и сломленным, он не смог оправиться от тяжелой болезни и умер в 1935 году. Высокая планка якутской поэзии, заданная в свое время А. Софроновым, остается таковой и сегодня. В якутской поэзии его тонкая и сокровенная лирика является вершиной проявления духа.
Николай Неустроев начал писать еще до революции, но все же основные свои произведения он создал в двадцатые годы. Его рассказы и комедии имели большой успех у всех почитателей театра и литературы.
Литературная обстановка двадцатых и начала тридцатых годов была достаточно пестрой.
В литературе работали вместе с зачинателями якутской литературы П.А. Ойунский, А.А Иванов-Кюндэ, уже вступили на литературную стезю многие впоследствии известные писатели – С.Р. Кулачиков-Эллэй, Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, А.Г. Кудрин-Абагинский, Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон, С.П. Ефремов и другие.
Теме революции, пробуждению народа, реалиям новой жизни посвящали свои произведения С.А. Саввин-Кюн Дьирибинэ, Алексей Кюндэ. Особое место занял сатирический жанр, который наиболее ярко был выражен в творчестве Кюн Дьирибинэ. В двадцатые годы свое, особое место занимал поэт Эллэй. Он именно в это время создал массовые революционные песни, в которых можно проследить подражания поэтам пролеткульта и РАПП-а. Сам Эллэй поклонялся поэзии Владимира Маяковского, этим можно объяснить некоторую плакатность образов, разговорный язык, патетичность его произведений. В эти годы имя Элляя ассоциировалось с комсомолом, который он воспел с энтузиазмом во многих своих произведениях.
В двадцатые годы якутская литература была представлена уже не только в жанре поэзии. Читатели были знакомы с рассказами А. Софронова, Н. Неустроева, А. Кюндэ, Н.Е. Мординова-Амма Аччыгыйа и Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона. В эти же годы сделала первые шаги драматургия. Вместе с А. Софроновым в этом жанре активно работали Н. Неустроев, Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон. Особое место в жанре драматургии в этот период заняло произведение П.А. Ойунского «Красный шаман». Автор назвал свою драматическую поэму «героической песнью» и она была для П. Ойунского программным произведением. В ней четко можно проследить стиль автора, основанный на мощном народном фольклоре и образах, через призму которого дается философское видение времени, мира, прошлого и будущего.
В эти годы большое развитие получила периодическая печать. Так, издавалась газета «Манчары», которая была органом Якутской секции Губбюро РКП (б) и культурно-просветительского общества «Манчары». Редактором этого еженедельника был Анемподист Софронов. Во второй половине двадцатых годов начал издаваться литературно-художественный журнал «Чолбон». В 1926 году было основано Якутское государственное книжное издательство. Без всякого сомнения, периодические издания сыграли большую роль в становлении якутской литературы. Именно газета «Манчары» и журнал «Чолбон» печатали новые произведения писателей, также их очерки и статьи. Якутское книжное издательство со дня своего основания стало незаменимым пропагандистом якутской литературы. Также большую помощь в издании произведений якутской литературы оказало центральное издательство народов СССР в Москве.
Характеризируя литературную жизнь 1920-30 годов в Якутии, нельзя не сказать о местных русских писателях. Лидером русских литераторов того времени, без всякого сомнения, был Петр Черных-Якутский. Советское литературоведение ставило его в один ряд с поэтами пролетарской революции союзного масштаба. Действительно, многие произведения П. Черных-Якутского были проникнуты революционной романтикой и героикой, между тем в его творчестве также нашли отражение национальные мотивы, жизнь простого народа. Почти все русские литераторы того времени владели якутским языком, потому из их среды и вышли первые переводчики. Петр Черных-Якутский и Алексей Бояров перевели на русский язык «Красного шамана» П. Ойунского. Известно, что в период работы над переводом, они в 1928 году посетили А.М. Горького, который проявил живой интерес к развитию якутской литературы. В беседе с двумя литераторами А.М. Горький говорил о перспективах развития национальных литератур. Эта встреча, без всякого сомнения, имела большое значение для развития всей литературы Якутии.
Примечательно, что на этом этапе развития литературы многие писатели работали в нескольких жанрах. Как уже было отмечено, Анемподист Софронов-Алампа проявил себя как поэт, прозаик и драматург. Алексей Кюндэ плодотворно работал в жанре поэзии, так же известны его рассказы и пьесы. Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон именно в эти годы стал известен своими рассказами и комедией «Кµіх Кіппі».
Двадцатые-тридцатые годы были временем расцвета творчества П.А. Ойунского. Именно в этот период были созданы его шедевры – «Красный шаман», «Великий Кудангса», полные веры в светлые революционные силы стихи и тихая, сокровенная лирика. Платон Алексеевич Ойунский заложил основы национально-культурного строительства. И не только в качестве председателя Совнаркома, председателя ЦИК. Он был управляющим трестом «Якутиздат», стоял у истоков создания научно-исследовательского института языка и литературы. После учебы в аспирантуре, П. Ойунский защитил диссертацию на ученую степень кандидата лингвистических наук. Перу П.А Ойунского принадлежат научные работы по якутскому языку, он исследовал в научном плане якутские сказки и эпос-олонхо. Им же написана работа «О теории якутского стихосложения». Самобытный талант писателя сочетался в П.А. Ойунском с кипучей энергией общественного, политического деятеля. При своей жизни П.А. Ойунский был общепризнанным поэтом, писателем и публицистом, народ воспринимал его как своего представителя во власти. Платон Ойунский владел Словом и, как общественный деятель, нес ответственность за будущее своего народа. Он остается по сей день образцом для подражания, примером для всех поколений якутских писателей. Народ видел в П.А. Ойунском не только художника, но и выразителя своих надежд и чаяний, защитника своих интересов. Такова планка, установленная великим Ойунским, таков критерий оценки якутского читателя современных писателей.
Между тем, годы, предшествовавшие Первой Всеякутской конференции писателей, были непростыми.
Во-первых, шло активное культурное строительство – начали издаваться газеты, журналы, была организована национальная труппа в театре, выходили сборники писателей. Особое место заняли переводы произведений пролетарских писателей, в частности, произведений М. Горького. Пожалуй, «Буревестник революции» первым из советских классиков обратил свои взоры на якутскую литературу. В августе 1928 года, как известно, он принял П. Черных-Якутского и А. Боярова и беседовал с ними. А до этого в апреле, в приветствии первому съезду литераторов Сибири, он дал положительную оценку «Красному шаману» П. Ойунского и «Песне духов» А. Софронова. Поддержка государственных органов и интерес со стороны живого классика советской литературы М. Горького вызвали особый интерес к литературной деятельности.
Во-вторых, участники литературного процесса на ходу строили концепцию дальнейшего развития молодой якутской литературы. Популярностью в те времена пользовались диспуты и дискуссии, проводимые в различных кружках о литературе, новых произведениях писателей. Национальная форма и социалистическое содержание – это было главным требованием идеологии. Критика призывала всех писателей повернуться лицом к современным темам, «лицом к производству». Под этот лозунг борьбы с проявлениями чуждой идеологии, с пережитками прошлого подпадал фольклор, все виды устного народного творчества. С высоты сегодняшнего дня выступления в печати некоторых писателей против сказок, легенд кажутся парадоксальными и наивными. Даже великое олонхо под горячую руку было названо «феодально-байским эпосом».
На рубеже 20-30 годов разгорелась крайне острая литературная полемика между П.А. Ойунским и его молодыми соратниками. Она была начата еще в 1926 году статьей А.А. Кюндэ «Фатализм, мистицизм и символизм в произведениях якутских писателей». «Критика творчества Ойунского была связана с тем, что он стал все больше внимания уделять творческой обработке произведений фольклора, олонхо, легенд и преданий… Оппоненты Ойунского особенно резко критиковали драматическую поэму «Красный шаман» – центральное произведение писателя», – пишет известный литературовед Г.Г. Сыромятников.
Эти споры в конце все же привели к пониманию одного из основных принципов национальной литературы – к творческому, бережному отношению к фольклору.
1920-30 годы были временем разобщения литературных сил в целом по стране. Существовало очень много литературных течений и направлений. Это было типичным и для писателей Якутии. С 1929 года существовало Якутское объединение пролетарских и колхозных писателей. Наряду с этим возникли различные литературные кружки, была создана группа молодых пролетарских писателей, образовалось объединение начинающих авторов, селькоров и рабкоров.

* * *

Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», о котором упоминалось выше, в рамках страны объединило писателей в единую организацию – Союз советских писателей СССР. Делегаты от Якутии П.А. Ойунский и Н.Е. Мординов приняли активное участие в работе I Всесоюзного съезда писателей. Они на съезде встретились и беседовали с А.М. Горьким. Об этой встрече в газете «Кыым» П.А. Ойунский напечатал воспоминания в июле 1936 года, а Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа с волнением вспоминал об этом всю жизнь. На съезде П.А. Ойунский был избран членом правления Союза писателей СССР.
2-11 декабря 1934 года в городе Якутске была проведена Первая Всеякутская конференция писателей. С докладом «Итоги первого Всесоюзного съезда советских писателей и задачи якутской художественной литературы» выступил секретарь обкома партии Н.Н. Окоемов. С докладом о развитии якутской поэзии выступил В.М. Новиков-Кюннюк Урастыров, с анализом драматических произведений выступил Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, слово о прозе было сказано Д.К. Сивцевым-Суорун Омоллооном. Перелистывая сегодня материалы конференции, можно четко проследить партийные установки того времени, выдержанные в этом же духе оценки литературных произведений. Но, тем не менее, именно эта конференция имела историческую роль в консолидации якутских писателей, в обобщении и анализе произведений молодой якутской литературы. Организационное оформление Союза писателей Якутии позволило государственным органам, властным структурам принимать конкретные решения по поддержке издания книг, публикации произведений писателей в периодических изданиях и т.д.
Таким образом, якутские писатели объединились в одну единую организацию и избрали своим руководителем П.А. Ойунского. С этого времени Союз писателей Якутии прошел сложный путь. Прежде всего, сложность пути была связана, к сожалению, не с творческими поисками, а «политическим уровнем критики в Якутии», как на это указывал известный литературовед, доктор философских наук, профессор Г. Куницын. И действительно, произведения основоположников литературы и современных писателей долгие годы оценивали не по эстетическим принципам, а по политической подоплеке.
А тогда, в 1934 году, якутские писатели объединились, вдохновленные новыми творческими идеями и замыслами под началом признанного лидера, талантливого и преданного делу литературы Платона Алексеевича Ойунского.

I Всеякутская конференция советских писателей

2-11 декабря 1934 г. проходила первая Всеякутская конференция советских писателей, которая основала Союз писателей Якутии.

Видный общественно-политический деятель, поэт, публицист, организатор Советской власти в Якутии, ученый Платон Алексеевич Ойунский был первым председателем правления Союза писателей Якутии (1934-1938 гг.).

pao1
«Товарищи, делегаты районов ЯАССР, ваше активнейшее участие на конференции только начало той отвественной работы, которая предстоит перед вами. Вы должны явиться руководителями и командирами отрядов начинающих районных литераторов. На этой конференции мы по существу базировались на творчестве 8-9 писателей из г. Якутска. Я мечтаю: со II конференции мы настолько вырастем, что будем иметь возможность ставить содоклады о литературных достижениях Алдана, Олекмы, Вилюя, Татты и т.д. (Аплодисменты). Это, товарищи, не далекая перспектива. Газета выходила тиражом 350. Но от каждого номера оставалось по 150 экземпляров, которые я носил продавать на базар. Почти в таком же положении находились и правительственные газеты «Кыым» и «АЯ». Посмотрите, сейчас у нас издается 13 газет, тираж их, по нашим условиям, громаден. А как мы ругаем редакции за то, что они не могут еще и еще раз увеличить тиражи, как остро ощущаем необходимость еще новых и новых типографий в районах!
В нашей прекрасной, кипучей жизни становятся реальными, более поразительные, чем моя мечта, достижения!
У нас имеются все основные условия для крупнейших шагов вперед по пути создания могучей литературы».

Н.Е. Мординов – Амма Аччыгыйа. 11 декабря, 1934 г.

«Образы дают только лучшие из нас, а молодые даже и образов не дают, не говоря о типах. Художественные образы дают Амма Аччыгыя, Яковлев; давали Кюндэ, Неустроев и Софронов. Дать образы и типы, которые бы трогали читателя, заставляли бы его радоваться или страдать, любить или ненавидеть – наша первая очередная задача, ибо дать живой образ, тип – это значит освоить изображение конкретного, дробного, аналитического, это значит подготовить кирпичи и цемент для больших построек, это значит переходить к обобщающим синтетическим, монументальным видам искусства художественного слова».
«Нельзя стать хорошим писателем, не имея понятия о технике художественного слова, выработанной всей историей человечества. Писателю необходимо знать не только грамматику (фонетику, морфологию, синтаксис), но и знать законы и принципы художественного мастерства. Нужно признаться, что мы до сих пор слабо вооружены знанием «формальных моментов» своего ремесла. Мы свой трудный путь не освещали факелом теории, а шли ощупью. Без теории – практика слепа. Сейчас, когда по всем фронтам брошен лозунг «овладения техникой», мы должны осознать настоятельную необходимость овладения техникой своего ремесла. Долой кустарщины! Пора и нам сдавать «техминимум» своего ремесла.
Средством выражения для писателя является слово, язык. Мы плохо владеем этим средством, плохо знаем свой язык. Беда в том, что у нас еще не оформился ни научно-технический, ни литературный язык. До сих пор даже не оформлена окончательно письменность, нет научно-разработанной единой орфографии, пунктуации, терминологии, не говоря о литературном языке».

Д.К. Сивцев – Суорун Омоллоон. 9 декабря 1934 г.
Председателем правления Союза писателей избран Семен Петрович Данилов.
Под его руководством прошли V, VI, VII, VIII, IX съезды писателей Якутии.

В 1993 году председателем правления Союза писателей Якутии был избран Савва Иванович Тарасов. XII-XIII съезды писателей Якутии прошли под его руководством.

В 1998 году был избран председателем Союза писателей Якутии Иван Григорьевич Спиридонов.

С 2003 года по сей день председателем правления Союза писателей Якутии является Наталья Ивановна Харлампьева

Председатели правления Союза писателей Якутии

Председателями правления Союза писателей Якутии работали: Платон Алексеевич Ойунский (1934-1938 гг.), Владимир Михайлович Новиков – Кюннюк Урастыров (председатель Оргбюро в 1938-1939 гг.), Серафим Романович Кулачиков – Эллэй (1939 – 1948 гг.), Николай Гаврилович Золотарев – Якутский (1948-1953 и 1958-1961 гг.), Василий Андреевич Протодьяконов – Кулантай (1953-1958 гг.), Семен Петрович Данилов (1961-1978 гг.), Софрон Петрович Данилов (1979-1993 гг.), Савва Иванович Тарасов (1993-1998 гг.), Иван Григорьевич Спиридонов (1998 – 2003 гг.). А с 2003 г. по сей день председателем правления является Наталья Ивановна Харлампьева.

Съезды писателей Якутии:

I – 1-5 июля 1939 года
II – 28 июня-1 июля 1948 года
III – 30-31 июля 1953 года
IV – 23-25 октября 1958 года
V – 3-4 апреля 1963 года
VI – 12-13 января 1965 года
VII – 5-6 марта 1968 года
VIII – 5-6 июня 1973 года
IX – 19 октября 1978 года
X – 25 октября 1983 года
XI – 15-16 сентября 1988 года
XII – 5 ноября 1993 года
XIII – 5 ноября 1998 года
XIV – 7 октября 2003 года

Депутат Верховного Совета СССР, директор научного исследовательского института языка и культуры, председатель правления Союза писателей Якутии Платон Алексеевич Ойунский перед вылетом на I сессию, приказом №55 от 27 декабря 1937 года возложил исполнение обязанности директора НИИЯК на тов. А.Е. Мординова и попросил его немедленно откомандировать С.И. Боло и А.А. Саввина в пять районов бывшего Вилюйского округа сроком на 6 месяцев для сбора фольклорных материалов. Такой приказ А.Е. Мординовым был подписан.
Приказ №55 от 27 декабря 1937 года был последним документом, подписанным П.А. Ойунским, как директора НИИЯК. Таким образом, П.А. Ойунский сумел спасти от первой волны политических репрессий выдающихся фольклористов С.И. Боло и А.А. Саввина. Как нам известно, они вернулись из этой командировки только через полтора года.

Основоположники

Кулаковский Алексей Елисеевич-Өксөкүлээх Өлөксөй
(16.03.1877 – 06.06.1926)
Софронов Анемподист Иванович-Алампа
(14.11.1886 — 24.10.1935)
Неустроев Николай Денисович
(15.12.1895 – 21.07.1929)
Слепцов Платон Алексеевич – Ойунский
(11.11.1893 – 31.10.1939)
Спиридонов Николай Иванович – Тэки Одулок
(22.05.1906 – 13.03.1938)
Тарабукин Николай Саввич
(1910 — 14.12.1950)

Репрессированные писатели

Никифоров Василий Василевич – Күлүмнүүр
(18.05.1866 – 15.09.1928)
Оросин Петр Иванович – Хайыкы
(19.11.1895 – 1954)
Давыдова Вера Дмитриевна – Биэрэ Дабыыдап
(16.09.1901 – 17.09.1977)
Винокуров Федор Григорьевич – Даадар
(19.02.1911 – 12.06.1949)
Павлов Николай Николаевич – Тыаһыт
(06.1904 – 07.04.1974)
Слепцов Иван Егорович – Арбыыта
(29.12.1913 – 13.07.1943)
Федоров Афанасий Игнатьевич
(30.07.1926 – 19.04.1959)

Народные поэты и писатели Якутии

Кулачиков Серафим Романович – Эллэй
(29.11.1904 – 14.12.1976)
Мординов Николай Егорович – Амма Ачыгыйа
(06.01.1906 – 14.11.1994)
Сивцев Дмитрий Кононович – Суорун Омоллоон
(14.09.1906 – 25.06.2005)
Новиков Владимир Михайлович – Күннүк Уурастыырап
(09.05.1907 – 30.04.1990)
Данилов Семен Петрович
(20.03.1917 – 27.11.1978)
Данилов Софрон Петрович
(19.04.1922 – 07.09.1993)
Золотарев Николай Гаврилович – Николай Якутскай
(22.11.1908 – 11.12.1995)
Попов Леонид Андреевич
(14.08.1919 – 01.04.1990)
Гоголев Иван Михайлович – Кындыл
(18.01.1930 – 22.11.1998)
Тобуроков Петр Николаевич
(25.10.1917 –
Соловьев Василий Сергеевич – Болот Боотур
(15.04.1915 – 24.05.1993)
Яковлев Василий Семенович – Далан
(01.04.1928 – 27.11.1996)
Тарасов Савва Иванович
(25.04.1934 – 06.11.2010)
Ефимов Моисей Дмитриевич
(04.08.1927 –
Лугинов Николай Алексеевич
(14.08.1948)
Харлампьева Наталья Ивановна
(01.09.1952)
Ермолаев Рафаэль Дмитриевич – Баҕатаайыскай
(01.05.1931)
Руфов Семен Титович
(05.12.1927)
Кривошапкин Андрей Васильевич
(17.10.1941)
Неймохов Егор Петрович
(30.03.1950 –
Тимофеев Михаил Елисеевич
(15.03.1932 –
Сивцев Василий Тарасович
(22.12.1933)